Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Эль Греко

     Эль Греко (около.1541–1614) - греческий художник в Испании. Родился в Кандии (Ираклион) на Крите. Настоящее его имя Доменикос Теотокопулус (возможны некоторые версии на испанском и итальянском языках).

     Тренируясь изначально в византийской школе иконографии, в 1567 году он отправляется в Венецию, где известно, что он учился у Тициана, после этого (1570–77) он рисовал в Риме. К концу 1577 года Эль Греко поселился в Толедо и работал там над алтарем церкви Санто-Доминго эль Антигуо. Центральное изображение этой группы - «Успение Пресвятой Богородицы» демонстрируют яркое влияние итальянцев. Его следующие крупные работы: El espolio de las vestiduras (собор в Толедо) и «Святой Маврикий» (Эскориал) показывают быстрый рост мастера. Второе было заказано Филиппом II, но он отказался от картины.

     Эль Греко остался в Толедо, в то время быстро развивающейся столице, чья гордость и цвет дворянства всецело занялась церковными делами. Он оставил после себя прекрасные портреты их аскетических лиц, особенно они ярко выражены на переднем плане его известного «Погребения графа Оргаса» (Церковь Сан-Томе, Толедо), это те, кто участвуют в погребении князя, чья душа восходит ко Христу в верхней части полотна.

     Этот шедевр, нарисованный в 1586 году, стал предметом последования и другими, в которых художник, тогда уже зрелый, использовал все средства динамики изобразительного искусства, чтобы выразить религиозный экстаз. Огненные линии, акцентированные живой подсветкой, удлиненные, непропорциональные фигуры и полные звенящие цвета, контрастируют с прозрачными серыми полутонами, что создает вместе уникальный предмет искусства.

     Среди большого количества его великих работ того периода были «Крещение», «Распятие» и «Воскресение» (Прадо), портрет инквизитора кардинала дона Фернандо Ниньйо де Гевара (музей Метрополитен), две одинаковые версии Святого Иеремии (одна – в национальной лондонской галерее, другая в коллекции Фрик, в Нью-Йорке) и обширная коллекция рисунков на тему Святого Франциска. Кстати многие из полотен Эль Греко существуют во многих интерпретациях на тему одного и того же объекта, с вариациями цвета – от светлых тонов до глубоких. К этому последнему периоду, времени углубления в мистицизм, относятся такие работы как «Успение Богородицы» (Музей Сан-Винченте Анехо, Толедо), «Восхищение и вид Толедо» (Музей Метрополитен), «Пятидесятница» (Прадо), портрет Гортензио Феликса Паравичино (Музей изящных искусств, Бостон) и Лаокоон (Национальная галерея искусств, Вашингтон).

     В дни художников его главными почитателями были интеллектуалы, такие как Фульвио Орсини, юрист Ланчилотти и Джулио Кловио. Придворный священник Паравичино был его другом и исповедником. Ушедший в тень из-за более популярных шедевров Веласкеса и Мурильо, его работы стали все менее и менее известными, особенно за пределами Испании. В конце девятнадцатого века его картины переживали тщательное критическое исследование, и так продолжалось до середины двадцатого века. Эль Греко стал широко известен, в основном из-за своего идиосинкретического и яркого экспрессионистического стиля, своих приемов и техник обращения с пространством и светом, которые взывают ко вкусу современного зрителя. Примеры его работ можно увидеть во всем разнообразии в европейских и американских галереях. Лучшие собрания его находятся в Прадо, Эсториале и Толедо.