|
Микеланджело
Микеланджело Буонаротти (1475–1564) – итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт.
Родился Микеланджело в Карпезе, Тоскана. Будучи ребенком, он любил рисовать, отец отправил его в ученики Гирландайо – известного художника тех времен. В первый год все не задалось, и Микеланджело стал студентом Бертольдо ди Джованни, скульптора, работавшего в семействе Медичи. С 1490 по 1492, Микеланджело тоже жил с Медичи; в это время он также учился у таких философов, как Фичино, Ландино, Полицьяно и Савонарола. Невзирая на то, что Микеланджело называл себя самоучкой, в его искусстве можно ясно разглядеть влияние таких художников, как Леонардо, Джотто и Полицьяно. Он учился рисовать и создавать скульптуры больше благодаря наблюдениям, чем самой учебе. Микеланджело был известен тем, что был очень чувствительным и сочетал в себе массу энергии с неисчерпаемым талантом.
Самая ранняя скульптура Микеланджело была сделана в саду Медичи возле церкви Сан-Лоренцо. Его «Бахус и Спящий Купидон» показывают результаты внимательного наблюдения за классическими фигурами, расположенными в саду. Его более поздняя «Борьба Лафитов и Кентавров», а также «Мадонна на лестнице» отражают растущий интерес к своим современникам. В скульптурных работах Микеланджело можно найти и чувствительность к движению, и одновременно могущество вековечного мрамора. Его «Пьета» укладывает тело Иисуса на колени к Богородице – сила и прекрасный стиль художника уравновешиваются здесь скорбью Марии.
В 1504 году он выполнил скульптуру Давида в классическом стиле, дав ему тело с прекрасными пропорциями и мускулатурой. Подход Микеланджело к скульптуре контрастировал с аналогичным у Донателло, который сделал Давида более юным и менее мускулистым. В 1505 году Микеланджело предложили работу по проектированию и созданию скульптурных форм для гробницы Папы Юлия II. Оригинальные размеры гробницы составляли 11 ? 10.5 ? 7 метров, и туда должно было вместиться около восьмидесяти огромных фигур. Из-за многочисленных усложнений, гробница существенно потеряла в размерах. Микеланджело сделал для нее только одну скульптуру – Моисея – свое последнее крупное произведение. Художник сделал статую из бруса мрамора, но окончательный результат работы показывает не только его умение обращаться с материалом, но и силу характера Моисея. Когда планы касательно гробницы Папы были уже ясны, скульптор покинул Флоренцию.
Микеланджело демонстрировал также мастерство в изображении человеческой фигуры на полотне. Его «Дони Тондо» (около 1504) – значимая ранняя работа, показывает нам уравновешенность и энергию; здесь очевидно влияние Леонардо да Винчи. Художника позвали, чтобы декорировать потолок Сикстинской капеллы. Он разместил двенадцать фигур на куполе, в оригинале эти фигуры представляли собой двенадцать апостолов. В конце же получилось семь пророков и пять сивилл. В кольце пророков и сивилл было девять панелей на тему библейской истории мира. Три панели были посвящены созданию, три – истории Адама и Евы, а еще три – истории Ноя и всемирного потопа. Здесь же, в капелле, Микеланджело нарисовал «Страшный суд» (1534), который многие считают его шедевром. Картина изображает Христа, проклинающего грешников и благословляющего благочестивых, на фоне восстания мертвых и увезение Хароном душ в преисподнюю.
В своих архитектурных работах Микеланджело превзошел устои своего времени. Его Лаврентийская библиотека (около 1520), сделанная для хранения книг папы Льва X, памятна смешением маньеристской архитектуры – она демонстрирует вольный подход Микеланджело к структурной форме. Капитолийский квадрат, выполненный Микеланджело в тот же период, расположен на римском Капитолийском холме. Его форма, более ромбовидная, нежели квадратная, должна была противодействовать эффектам перспективы. В центре ее находилась статуя Марка Аврелия. С 1540 по 1550 Микеланджело декорировал собор святого Петра,закончив только четыре колонны до своей смерти.
|