|
Питер Брейгель-старший
Питер Брейгель-старший или просто Брейгель (около 1525 – 9 сентября 1569) – нидерландский художник эпохи Ренессанса и автор эстампов, известный своими пейзажами и сельскими сценами. Его так и прозвали «Мужицкий Брейгель», чтобы отличить от других членов династии Брейгелей, но именно о нем следует подумать прежде всего, когда непонятно из контекста, о каком Брейгеле идет речь. С 1559 он утерял букву 'h' из своего имени и стал подписываться, как Bruegel вместо Brueghel.
Существуют памятки о том, что он родился в Бреде, Нидерланды, но неизвестно имелся ли вв иду датский город Бреда или бельгийский город Бри, называемые Бреда на латыни. Он был сыном селянина, хозяина деревни Брейгель. Когда вырос, он стал подмастерьем Питера Коке ван Эльста, на чьей дочери – Майке – он позднее женился.
Он провел некоторое время во Франции и Италии, а затем отправился в Антверпен, где в 1551 был принят как мастер в гильдию художников. В скоре после этого он отправился путешествовать по Италии, а затем вновь вернулся в Антверпен, прежде чем на постоянной основе поселиться в Брюсселе десять лет спустя. Там он и умер в сентябре 1569 года, хотя некоторые историки приводят 1590 год, как год его смерти.
Он был отцом Питера Брейгеля-младшего и Яна Брейгеля-старшего. Оба они стали художниками, но так как они были еще очень маленькими детьми, когда их отец умер, они не получили от него никаких тренировочных знаний. Больше похоже на то, что их напутствовала их мать, Майке.
В более поздние годы Брейгель стал писать в более простом стиле, нежели когда-то предпочитаемое им искусство в итальянском стиле. Самым ярким влиянием на его искусствоа можно считать датского мастера Иеронимуса Босха, особенно, в ранних демонологических картинах Брейгеля, таких как «Триумф смерти» и «Dulle Griet» («Сумасшедшая Грета»). Свое самое великое вдохновение он находил в природе, поэтому его считают мастером пейзажей. Из этих пейзажей Брейгель составлял целые истории – так что на одном полотне нередко можно увидеть несколько сцен. Подобные примеры можно увидеть в таких работах, как «Падение мятежных ангелов» и вышеупомянутом «Триумфе смерти».
Брейгель специализировался на пейзажах, заселенных селянами. Его обычно считают первым западным художником, который рисовал пейзажи с идеей рисунка самого пейзажа, без религиозной аллегории.
Внимание к жизни и поведению селян было редким у художников времен Брейгеля. Его земное, несентиментальное, но очень живое изображение ритуалов деревенской жизни – включая сельское хозяйство, охоту, пищу, праздники, танцы и игры – это уникальное окно в исчезнувшую народную культуру иконографического свидетельства физических и социальных аспектов жизни шестнадцатого века. К примеру, картина «Нидерландские пословицы» иллюстрирует сотни современных автору афоризмов, а «Детские игры» показывает нам множество развлечений, которыми увлекались молодые люди. Его зимние пейзажи 1565 года ярко иллюстрируют суровость зимы маленького ледникового периода.
Используя безграничный дух и силу комизма, он создал некоторые ранние изображения в истории искусства острого социального протеста. К примерам можем отнести такие полотна как «Битва Поста с Масляницей» (сатира на конфликты реформации) и гравюры, такие как «Осел в школе» и «Большие рыбы поедают маленьких». На своем смертном одре он приказал своей жене сжечь самые спорные свои рисунки, чтобы уберечь семью от политических гонений.
|