Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Жан Фуке

     Французский дворцовый художник и иллюстратор рукописей Жан Фуке (около 1420-около 1480) был ведущим художником Франции пятнадцатого века и первым художником в северной Европе, на которого существенно повлиял итальянский Ренессанс. О Жане Фуке говорили так – «это часть персонифицированной Франции», настолько полно его искусство отражает сложный французский темперамент.

     Родился он в Туре, будучи внебрачным сыном священника, Фуке, возможно, получил ранние тренировки в Париже, как иллюстратор рукописей. Его рывок к славе был приурочен ко французской миссии в Рим в 1446 году, так как итальянский художник Антонио Филарете вспоминает, что Фуке писал портрет папы Евгения IV с двумя племянниками. В Риме Фуке увидел фрески, позднее уничтоженные, в Ватикане, сделанные Фра Анджелико, и стиль известного флорентинца надолго запал ему в душу, оказывая длительное влияние на его творчество.

     Когда Фуке вернулся во Францию, он открыл мастерскую в Туре. Художник получал заказы от Карла VII и его придворных, а также от Луи XI, который назначил его официальным придворным художником в 1474 году.

     Самые ранние из некоторых больших портретов Фуке на панелях, это, возможно Карл VII, написанный около 1445 года, перед поездкой Фуке в Рим, так как в нем нет ни капли итальянского влияния. Монарх описывается здесь, как имеющий победоносный вид, скорее всего, в упоминании победы при Аррасе, которая, кстати, была вообще одной из немногих во время правления довольно мрачного Карла. Портрет абстрактно поставлен, объективен и правдив. Фуке продемонстрировал свое спокойное чистое видение в автопортрете (около 1450; Париж), в неожиданной маленькой эмалированной круглой картине, и известный как его первый самостоятельный автопортрет, сделанный на севере Альп.

     Около 1450 года Фуке создал свою самую известную пару изображений «Мелунский диптих» (сегодня разделен между Берлином и Антверпеном). На левой панели изображен Этьенн Шевалье – казначей Франции в 1452 году, представленный своим святым-покровителем Стефаном с Девой Марией и младенцем на правой панели. Покровитель расположен в мраморных стенах дворца в стиле Ренессанса, а мадонна в три четверти длины находится на троне в абстрактном пространстве и окружена обнаженными сияющими, красноватыми и синеватыми ангелами. Гигантские жемчужины украшают трон и корону Марии. В свои дни это изображения было прямо-таки скандальным, так как Дева Мария представляла собой узнаваемый портрет Агнессы Сорель – любовницы короля, показанной с геометрически круглой, явно выдвинутой грудью. Шевалье работал с Агнессой Сорель по части управления шатким королевством Карла VII.

     Подобного плана абстрактным и интеллектуальным является портрет кисти Фук Гийома Ювенала дес Урсин (около 1455 года). Этот французский канцлер коленопреклонен в молитве перед ярко украшенной стеной, так как картина практически плоская, создается эффект мгновения. Другое его известное произведение на заказ далеко ушло от дворцовой тематики: «Снятие с креста» (около 1470-1475; Нюа). Монументальные фигуры толпятся на большой панели, создавая эффект скульптурного фриза на темном фоне.

     Фуке был особенно предан миниатюрным изображениям к рукописным книгам. Между 1452 и 1460 годами мастер и его мастерская сделали для Шевалье сегодня забытую «Книгу часов», где миниатюры изображали парижские архитектурные памятники, там же можно встретить уникальное изображение игры мистерии того времени. Имя и инициалы благодетеля декоративно и гордо используются во всей композиции. Фуке и его мастерская проиллюстрировали множество других книг, главной среди которых может считаться «Большие хроники Франции» (Grandes chroniques de France, 1458).