|
Ян ван Эйк
Ян ван Эйк или Иоганнес ван Эйк (около 1385 – 9 июля 1441) датский художник пятнадцатого века из школы ранних нидерладнских мастеров и одним из величайших художников конца Средневековья.
Распространенным заблуждением, которое было рождено еще трудами тосканского историографа шестнадцатого века Джорджио Васари, что Ян ван Эйк создал живопись маслом. Правдивым является только то, что он выразил или усовершенствовал новые значимые эффекты с использованием этой техники.
Яна ван Эйка обычно связывают родственными братскими узами с художником Губертом ван Эйком, так как считается, что они происходят из одного городка – Маасэйка в Лимбурге. Другой брат, Ламберт ван Эйк, упомянут в дворцовых документах Бургундии, где есть описание, что он также был художником и продолжил возглавлять мастерскую Яна ван Эйка на протяжении нескольких лет. Другой очень значимый, и довольно молодой художник, который работал на юге Франции, Бартелеми ван Эйк также считается родственником Яна.
Дата рождения ван Эйка неизвестна. Первые упоминания о нем датируются 1422 года, где речь идет об уплате Яну ван Эйку как дворцовому художнику, что означает, что он родился не позже 1395, а, возможно, и ранее. Его внешний вид дает основание ученым утверждать, что все-таки он родился раньше 1395 года.
После смерти Иоанна Баварского в 1425 году ван Эйк поступил на службу к могущественному и влиятельному принцу Валуа, герцогу Филиппу, покровителю Бургундии. Ван Эйк год прожил в Лилле, а затем переехал в Брюгг, где жил до самой своей смерти. Многие документы, опубликованные в двадцатом веке, говорят о его деятельности во время службы у Филиппа. Он был послан на несколько миссий по поручению герцога и работал над несколькими проектами, которые подразумевали не только художественный вкус. За исключением двух портретов Изабеллы Португальской, которые ван Эйк написал с разрешения Филиппа будучи членом делегации 1428-29 годов, чтобы просить ее руки, природа популярности этих работ неясна.
Как художник и поверенный герцога, Ян ван Эйк получал исключительно хорошую плату. Его ежегодная зарплата была довольно велика, когда он только пришел, но удвоилась уже в первые годы, и постоянно дополнялась какими-то премиями. Свидетельством, что его искусство и личность были в необычайно высоком почете, является документ, датированный 1435 годом, где герцог ругал своих казначеев, что те не заплатили Яну ван Эйку, говоря о том, что если художник вдруг решит уйти, он нигде не найдет равного ему в искусстве и науке. Герцог также был крестным отцом одного из детей ван Эйка, поддерживал его вдову после смерти писателя, и через какое-то время помог одной из его дочерей с фондами, необходимыми, чтобы попасть в монастырь.
Ван Эйк, кроме своей деятельности при дворе, писал полотна для частных клиентов. Самым выдающимся из таких трудов был Гентский фрагмент алтаря для Йокодуса Виждтса и Его жены Катерины Борлуут. Начатый около 1426 года и законченный, только частично, в 1432 году, это полиптих считается одной из самых впечатляющих работ в Европе и хранится в соборе святого Баво в Бельгии. У него очень трудная история – он выжил после гонения на иконы в шестнадцатом веке, пережил Французскую революцию, смену вкусов, что приводило к уничтожению и оккупацию нацистов. Когда закончилась Вторая мировая война его нашли в соляных копальнях. Не менее загадочной является история трактовки этой работы. Так как в описании значится, что это совместный плод работы Ян и Губерта ван Эйка, то вопрос «Ян или Губерт?» стал легендарным среди историков искусства.
Как исключительное явление своего времени, ван Эйк обычно подписывал свои картины на рамках, которые потом считались интегральной частью работы – обычно обе части писались вместе. Но на известном портрете Арнольфини (Лондонская национальная галерея) присутствует надпись ван Эйка на задней стене над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic 1434» (Ян ван Эк был здесь, 1434). Эта картина - одна из наиболее часто анализируемых историками искусства, и к сегодняшнему дню количество интерпретаций уже довольно велико.
Среди других работ две значимые памятные панели «Мадонна с канцлером Ролином» (Париж, Лувр) и «Богородица с Канон ван дер Паэле» (Брюгг, музей Гронинге), еще некоторые религиозные полотна, особенно Благовещение (Вашингтон, Национальная галерея искусств), а также большое количество уникальных портретов, включая изображение его жены – Маргарет (Брюгг, музей Гронинге), а то что называется «Человек в тюрбане» считается его автопортретом. Еще большое наследие его считают спорным и приписывают ученикам и последователям.
Далее в разделе:
|