Культурная характеристика ренессанса
- Особенности художественной культуры Ренессанса
- Последний шедевр Ренессанса (Сикстинская капелла)
- Культура Ренессанса
- Расцвет гуманизма
Некоторые итальянские интеллектуалы конца четырнадцатого- начала пятнадцатого веков использовали термин rinascita («возрождение»), чтобы описать свой собственный век, как тот, в котором образование, литература и искусство возродились после длинного дремучего Средневековья. Они видели древний мир Греции и Рима, чья литература, наука и политика восхищала их, как век великих достижений. По их мнению сотни лет культурной темноты пришли, потому что культура древнего мира была утеряна. Именно итальянские гуманисты придумали концепцию «Средневековья», чтобы описать время между 400 и 1400 годами. Схоластическая философия, от которой они отказывались и иной стиль латинского письма, который они видели неудобным и варварским, в Средневековье доминировал. Но итальянские гуманисты верили, что забрезжила новая эра. С точки зрения гуманистов художник Джотто и писатель-гуманист Франческо Петрарка (1304–1374) привели народ к возрождению или Ренессансу. Многие итальянские интеллектуалы середины пятнадцатого века также придерживались этих взглядов.
Северные европейцы шестнадцатого столетия также пришли к выводу, что начался новый век. Они приняли историческую периодизацию древности, средневековья и ренессанса, и добавили сюда религиозное измерение. Дезидериус Эразмус (около 1466–1536) – великий датский гуманист, и его последователи ориентировались на два древних источника вдохновения: светском исследовании Древней Греции и Рима и христианства первых четырех веков. Первый предлагал модели литературы, культуры и морали, в то время как Ветхий Завет и отцы церкви, такие как Святой Августин и Иеремия совмещали древнее христианство с античностью. Затем же варварская средневековая культура заместила античную последовательность, и, с их точки зрения, теологическое смешение средневековой схоластики замутило послание Нового Завета. Эразмус и его последователи посвятили себя восстановлению хорошей литературы, имея ввиду классическую греческую и латинскую, а также хорошей религии, имея ввиду христианство, очищенное от схоластики и клериканства. Они считали, что у христиан лучше получится вести моральную жизнь и добиваться спасения следуя одновременно и Цицерону и Новому Завету. Они верили в то, что не было разницы между моральными устоями язычников Древней Греции и Библией.
Большинство ученых определяют первой самой важной фигурой Петрарку. Он резко критиковал средневековые порядки, как неадекватные, и выдвигал античные идеалы и литературу, как пример для подражания. В период с 1400 по 1450 множество итальянских интеллектуалов согласилось с критикой Петрарки касательно Средневековья и поддержали идею классического возрождения. В результате возникло интеллектуальное движение под названием гуманизм, которое стало доминировать в итальянском образовании, этических идеях, публичных речах и распространилось по всей Европе в конце пятнадцатого - начале шестнадцатого столетия. Историки того времени и современности видят Большую Чуму 1348-350 годов с ее огромными человеческими потерями (иногда до половины населения пораженных территорий) как психологическую причину и точку разделения между Средневековьем и Ренессансом. Затем серия политических изменений между 1450 и 1500 годами обозначила новую политическую эру. Испания, Франция и Англия стали крупными территориальными монархиями в последней четверти пятнадцатого века. Их споры друг с другом и вторжения в дбела более мелких государств следующие 150 лет доминировали в политике Европы. В конце концов, изобретение книгопечатания в пятидесятых годах пятнадцатого века Иоганном Гуттенбергом (около 1398–1468) создало разлом между средневековой и современной книгой. К концу 1470 года у девятнадцати городов были свои печатные станки, а к 1500 список составлял уже 255 городов. Большая доступность книг повлияла на практически все сферы жизни, особенно интеллектуальную и религиозную жизнь, так что измерить это влияние не представляется возможным.
|