|
Джотто
Джотто (Джотто ди Бондоне) (около 1266– около 1337) – флорентийский художник и архитектор. Он известен не только своими собственными работами, но и долговременным влиянием, которое он произвел на развитие изобразительного искусства в Европе.
Считается, что Джотто родился в Колле, поблизости от Флоренции. Согласно традиции он стал учеником Чимабуэ. Современные критики также видят влияние римской школы, представленной Пьетро Каваллини и скульпторами Никола и Джованни Пизано. Однако, как бы он не тренировался, ясно одно, что Джотто преступил формулы византийского изобразительного искусства и подарил новую жизнь рисунку в Италии.
Джотто написал огромное количество работ, многие из которых исчезли. Считается, что он участвовал в росписи верхней церкви в Ассизи. Сцены из «Жития Христова», «Легенды Святого Франциска» и «Исаак и Исав» - все приписываются Джотто, но это мнение до сих пор вызывает споры. Около 1300 он переехал в Рим, где создал мозаику в Навичелла, которая сейчас находится в соборе Святого Петра. Он также работал над фресками Круглой Базилики, которые затем были утеряны.
Около 1304 года он начал рисовать серию из тридцати восьми фресок для часовни Скровеньи (дель Арена) в Падуе. Эти фрески являются одними из выдающихся примеров итальянского искусства. Цикл состоит из сцен «Жития Богородицы», «Жития Христа», «Страшного Суда». Его сила повествования представлена такими эпизодами как «Полет в Египет», «Предательство Иуды», «Воскрешение Лазаря» и «Оплакивание». В Падуе Джотто также, судя по всему, нарисовал фреску «Распятие» в церкви Святого Антония, а также стал автором астрологических мотивов для Палаццо дела Раджоне, который, правда, теперь перекрашен.
Вернувшись во Флоренцию он расписал две часовни церкви Санта Кроссе, в часовне Перуцци он нарисовал фрески Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Евангелиста; в часовне Барди он работал над чудеснейшим циклом картин из жизни Святого Франциска. Около 1330 года Джотто отправился в Неаполь. Работая на службе у короля Роберта, он нарисовал серию портретов известных людей в Кастельнуово и сделал работы для часовни и монастыря Святой Клары. От этих работ, равно как и от работ в Ванна Глория, сделанных в Милане для Аццо Висконти, ничего не осталось. После смерти Арнольфо ди Камбио, Джотто стал главным архитектором собора во Флоренции. В свои последние годы он сделал колокольню сразу же за собором, известную как «Башня Джотто». Возможно он также является автором некоторых рельефных украшений, осуществленных позднее Андреа Пизано.
Среди панельных росписей, приписываемых Джотто – «Мадонна во славе» (галерея Уффици), фрагмент алтаря для Бальдиа (сегодня церковь Санта-Кросе во Флоренции), распятие (Церковь Благовещения Святой Марии во Флоренции), фрагмент алтаря в галереях Ватикана и Болоньи, «Смерть Богоматери и Распятие» (Берлин); «Мадонна с младенцем» (Национальная галерея искусств в Вашингтоне). Его «Венчание Святой Катерины» в Уффици очень пострадало от потопа 1966 года.
В сравнении со щедростью Византийских форм, фигуры Джотто монументальны, порой даже напыщенны. Так как он создавал медленно движущиеся фигуры, то Джотто задавал определенный ритм очень сильной драмы. Его персонажи представляют новое направление человеческой жизни – вдохновение для этого он, возможно, черпал во францисканском ордене. В свою эпоху Джотто достиг значительного представления пространства, гармонично составляя фигуры и фон. Эти эффекты получались не из системы перспективы, а из простоты концепции. Его реформы в изобразительном искусстве разнеслись по всей Италии множеством его учеников и последователей. Популярность Джотто как великого флорентйца и худодника наложила отпечаток и в литературе в Данте, Петрарки, Боккаччо, Сакетти и Виллани.
|