|
Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли родился во Флоренции в 1445 году в семье дубильщика кожи.
Первой по оригинальной времени работой Боттичелли «Поклонение волхвов» считается (около 1740 года), где уже сказалось вполне главное свойство его манеры первоначальной – мечтательность и тонкая поэтичность. Он был одарен прирожденным чувством поэтичности, но явственный налет созерцательной грусти сквозил у него буквально во всем. Даже святой Себастьян, терзаемый мучителей стрелами, смотрит у него задумчиво и отрешенно.
В конце 1470-х годов Боттичелли сблизился с кругом фактического правителя Флоренции Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. В роскошных садах Лоренцо собиралось общество людей, наверное, самых талантливых и просвещенных во Флоренции. Там бывали философы, поэты, музыканты. Царила атмосфера преклонения перед красотой, причем ценилась не только красота искусства, но и красота жизни. Прообразом идеального искусства и идеальной жизни считалась воспринятая, античность, однако, через призму позднейших философских наслоений. Без сомнения, под влиянием этой атмосферы была создана первая большая картина Боттичелли «Примавера (Весна)». Это – сновидение похожая на изысканную, дивно красивая аллегория вечного круговорота, постоянного обновления природы . Ее пронизывает неприхотливый сложнейший и музыкальный ритм. Фигура Флоры, убранной цветами, танцующих граций в райском саду собой представляли еще в то время невиданные образы красоты и потому производили особенно пленительное впечатление . Молодой Боттичелли сразу же занял выдающееся место среди мастеров времени своего.
Именно высокая репутация живописца молодого обеспечила ему заказ на библейские фрески для Ватиканской Сикстинской капеллы, которые он создал в начале 1480-х годов в Риме. Он написал «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Сцены из жизни Моисея», проявив удивительное композиционное мастерство. Классическое спокойствие античных строений, на фоне Боттичелли которых развернул действие, резко контрастирует с драматическим ритмом изображенных характеров и страстей; движение человеческих тел сложно, запутано, насыщено взрывчатой силой; создается впечатление сотрясаемой гармонии, беззащитности мира видимого перед напором стремительным времени и воли человеческой. Фрески Сикстинской капеллы впервые выразили глубокую тревогу, жившую в душе Боттичелли, которая со временем крепла. В этих же фресках сказался удивительный талант Боттичелли-портретиста : каждое из множества лиц написанных совершенно своеобразно, неповторимо и незабываемо…
В 1480-х годах, вернувшись во Флоренцию , Боттичелли неутомимо продолжал работать, однако умиротворенная ясность «Примеры» оставалась уже далеко позади. В середине десятилетия он написал свое знаменитое «Рождение Венеры». Исследователи отмечают в поздних работах мастера несвойственный ему прежде морализм, религиозную экзальтацию.
Может быть, более значительны , чем поздняя живопись, рисунки Боттичелли 90-х годов – иллюстрации к «Божественной комедии» Данте. Он рисовал с очевидным и нескрываемым восторгом; видения поэта великого тщательно переданы совершенством пропорций многочисленных фигур, продуманной организацией пространства, неистощимой находчивостью в поиске зрительных эквивалентов поэтического слова…
Несмотря ни на какие душевные бури и кризисы Боттичелли до самого конца (скончался он в 1510 году) оставался великим художником, властелином своего искусства. Об этом ясно свидетельствует благородная лепка лица в «Портрете молодого человека», выразительная характеристика модели, не оставляющая сомнения в ее высоких человеческих достоинствах, твердый рисунок мастера и его доброжелательный взгляд.
См. также:
|