Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Лукас Кранах

     Немецкий художник, гравер и резчик по дереву Лукас Кранах-старший (1472-1553) хорошо известен своим восторженным стилем, который он практиковал, будучи придворным художником правителей Саксонии.

     Лукас Кранах-старший родился в Кронахе, Франконии. Изначально он тренировался с отцом – Гансом, который был художником, а с 1495 по 1498 год брал работу в Кронахе для Кобурга и Гота. Есть свидетельство, что Кранах жил в Вене с 1500 по 1504 год. В 1504 году он женился на Барбаре Брейнберг Гота, у них было трое дочерей и двое сыновей: Ханс (умер в 1537) и Лукас-младший (1515-1586), оба из них были художниками.

     В 1505 году Кранах поселился в резиденции в Виттенберге, где он был придворным художником трех последовательных правителей: Фредерика Мудрого, Иоанна Постоянного и Иоанна Фредерика Великодушного. Кранах был процветающим и уважаемым гражданином. У него было несколько домов и своя земля. Кроме того, он был членом совета и бургомистром. Он также работал на других царственных покровителей и был последователем и хорошим другом Мартина Лютера.

     В 1550 Кранах последовал за Иоанном Фредериком Великодушным в Аугсбург, где правитель был в ссылке, а в 1552 году сопровождал его в Веймар.

     Самые ранние работы Кранах относятся к его венскому периоду и очень экспрессивны в плане стиля, с фигурами и пейзажами, объединенными в движении, интерес в живописных пейзажах демонстрирует уже сам по себе тенденции, супротивные так называемой Дунайской школе. Характерными примерами являются «Святой Иеремия в покаянии» (1502), и половинные портреты доктора Иоганнеса Куспиниана и его жены Анны (около 1502-1503), а также «Распятие в Мюнхене» (1503). Композицией «Распятия» Кранах резко пошел против иконографических традиций и использовал глубокий ракурс и другие пространственные инструменты, которые отражают знание искусства Михаэля Пачера и Андреа Мантенья. В первом подписанном Кранахом полотне «Отдых на пути в Египет» (1504), дух идилличен, а действия персонажей – живые.

     Работы Кранаха стали менее эмоциональными, после того, как он переехал в Виттенберг в 1505 году, невзирая на то, что это новое влияние медленнее сказывалось на резьбе по дереву, нежели на картинах. Его резьба была технически вдохновлена работами Альбрехта Дюрера, но не так четко организована и вырезана. В картинах Кранаха по дереву превалирует драматическое ударение, а в тоне, к 1509 году, он склоняется к использованию техники сочетания светлого и темного, как в Святом Христофоре 1506 года, вышедшего в цвете в 1509 году. Эта перемена в стиле письма становится видна в «Мученичестве Святой Катерины Дрезденской» (1506), в которой акцент ставится на крое одежды, языках пламени и скоплении людей, что приводит к потере композиционного единства и пространственной ясности. Стоит также упомянуть фрагмент алтаря Святого Семейства (1509), нарисованное вскоре после окончания поездки Кранаха в Нидерланды, в котором можно увидеть фламандское влияние на общую диспозицию и костюмы персонажей.

     С тех пор картины Кранаха стали все больше отличаться минимальным моделированием, ударением на линейные детали, четкие контуры, а также на портретах и большинстве картин, где присутствует до двух людей, размытым фоном. Это можно увидеть в работах разной направленности, таких как «Мадонна с младенцем в Бреславе» (около 1510), «Кардинал Альбрехт Брандербургский в виде святого Иеронима во время занятий» (1525), на основе гравюры Дюрера «Святой Иероним за учением»; «Суд Парижа» (1530) и «Венера» (1532), где объекты, в общем-то, классические, но интерпретация проникнута наивным шармом по большей части из-за округлых, слегка эротичных обнаженных женских натур. Среди его работ также можно отметить портреты в полную длину герцога Генри Пиу и его жены Катерины (1514), «Фонтан юности» (1546) и картины реформационного характера «Падение и спасение»(1529) и «Христос, благословляющий маленьких детей» (1538). Кранх также рисовал сцены охоты для своих царственных покровителей.

     Среди графики Кранаха – восемь страниц маргинальных иллюстрация для молитвенника Максимилиана (1515) и прекрасных изучений, посвященных людям и животным, как «Голова отца Мартина Лютера» (около 1527). Его самой известной гравюрой является «Покаяние Иоанна Златоуста» (1509).

Далее на тему: