|
Иеронимус Босх
Иеронимус Босх (также Иероен Босх или Иероен ван Акен) (около 1450 – 9 августа 1516) - датский художник пятнадцатого-шестнадцатого столетий. Многие из его работ изображают грех и моральное падение человека. Босх использовал образы демонов, полулюдей-полуживотных, а также механизмы, чтобы пробудить страх и смущение от созерцания негативного в человеке. Эти работы содержат сложные, высоко оригинальные, образные сюжеты, в них постоянно используются символические фигуры и иконография, которые считались довольно мрачными и нагоняющими ужас даже в его времена. Считается, что именно он был вдохновителем сюрреалистического движения в двадцатом веке.
Его настоящим именем было Иеронимус (или Иероен) ван Акен, что означает из Аахена. Некоторые из своих картин он подписывал как Босх, словом происходящим от места его рождения – Гертогенбосха. В испанском языке его прочно и надолго окрестили Эль Боско.
Рожденный в семье датских и немецких художников, он провел большую часть своей жизни в Гертогенбосхе – процветающем городе в Брабанте пятнадцатого века, на юге современных Нидерланд. В 1463 году около четырех тысяч домов в городке было уничтожено катастрофическим пожаром, свидетелем которого был и тринадцатилетний Босх. Он стал популярным художником и даже получал заказы из-за рубежа. В 1488 году он вступил в братство Богородицы нашей – консервативную группу из около 40 влиятельных жителей Гертогенбосха, в которой также участвовало около семи тысяч представителей по всей Европе.
Босх написал несколько триптихов – работ из трех рисунков на деревянных панелях, которые прикреплялись одна к другой. Среди них его известная работа «Сад земных утех». Этот триптих изображает рай с Адамом и Евой и множеством диковинных животных на левой панели, земные удовольствия со множеством обнаженных фигур и зрелыми фруктами, птицами – на средней панели, и ад с изображениями фантастических кар различных видов над грешниками - на правой панели. Когда внешние панели закрывают зритель может увидеть Бога, создающего Землю.
Эти изображения сделаны на твердой поверхности, что противоречит традиционному фламандскому стилю письма, где за счет мягкости холста исчезает впечатление, что картина сделана человеком. От некоторых триптихов остались только фрагменты, как, например «Христос, несущий крест». Из графических работ Босха известны «Гнездо сов», «Две ведьмы», «Мария и Иоанн у подножья креста», «Корабль дураков», «Слышащий лес и видящее поле».
К концу своей жизни Босх изменил стиль и создал картины с небольшим количеством больших фигур, которые практически сходят с полотна и становятся рядом со зрителем. Примером таких работ является «Христос, увенчанный шипами».
Босх никогда не подписывал свои картины, и мог оставить пометку только на некоторых из них. В общей сложности, на сегодняшний день существует 25 произведений, которые приписывают ему. Филипп II Испанский изъял многие полотна Босха после смерти художника, в результате чего музей Прадо в Мадриде может похвастаться его работами, включая «Сад земных утех».
Манера Босха повлияла на Питера Брейгеля-старшего и тот написал несколько картин в аналогичном стиле, к примеру «Триумф смерти» (1562).
|