Архитектура ренессанса: Возвращение к стилю
Возрождение возвращается к противоположной установке: стиль теперь зависит от технических возможностей, он основывается на высших эстетических принципах, на абстрактных понятиях симметрии и пропорций и использует при этом язык, словарь и синтаксис которого - ордерная система - строго регламентирова. Взяв за основу эти принципы, строения красоту выше всех остальных критериев. Возрождение очень быстро отказалось от стрельчатой арки, предпочтя ей полукруглого, считавшуюся более чистой формой, или даже горизонтальный арки разрешенный только между колоннами. Тем самым мастера Возрождения отказались и от подвигов средневековых каменщиков: они вернулись к полукруглому своду, к статичной конструкции, где каменная кладка несет нагрузку только по вертикали вне зависимости от тяжести. Возрождение стремилось к эффектности, чрезмерному увеличению объема, облегчению перегородок, доступу света - и оно поплатилось за это исчезновением витражей. В этом смысле Ренессанс стал настоящим регрессом.
Проклятие готики
Оно не было сознательным. Ведь Возрождение окончательно отказалось от последнего стиля Средневековья, в котором оно видело, следуя терминам Вазари, только произведения «ужасные и варварские, их можно назвать скорее сумятицей или беспорядком», «несчастные домики, наставленные один на другой», нагромождение украшений, «которые лишали здания всех пропорций». Говорили, что именно германские варвары, готы, «наводнили Италию этими несчастными постройками». Это слово и стало обозначать стиль. В стремлении избавиться от негармоничных построек архитекторы учатся у мастеров античности, то есть следуют образцам сохранившихся античных памятников.
Интерес к римскому искусству
Тот факт, что возвращение к античности началось в городе, не сохранившем никаких следов своего прошлого - во Флоренции, - может показаться парадоксом, но полезно вспомнить, что искусство не зависит от случая. Брунеллески и первые флорентийцы, отстаивая идею Возрождения, сначала изучают римские памятники, в которых они резонно улавливают последний отзвук принципов и форм античного искусства: церковь Сан Миньято, с ее гармоничным фасадом, и особенно знаменитый баптистерий «il bel San Giovanni», из-за своего центрического плана, геометрического декора, мозаики еще в 18 веке считавшийся античным зданием. Он и оправдал нарушение правил, которое допустил Фрапческо памятники но Флоренции, сохранившие формы античной архитектуры, были первыми источниками вдохновения для архитекторов нового стиля.
|