Архитектура ренессанса: Регулярный план
Первый и самый простой принцип заключается, конечно, в обязательном использовании линейки, угольника и, может быть, еще циркуля для разметки расположения здании. Прямоугольная правильность благодаря обязательной типологии сохранилась в церквях, но исчезла из гражданской архитектуры, которая подчинялась давлению ландшафта больше, нежели доминировала над ним. Возрождение вернулось к строгим чертам, прямолинейным фасадам и прямоугольным сочленениям.
Несимметричные планы, тупые и острые углы были упразднены. Это не было новшеством в Италии, где античные элементы лучше сохранились со времен Средних веков, но в других странах, особенно во Франции, такие изменения были заметны. Прямые и угловые постройки Амбуаза. Блуа и Района, осуществленные около 1500 года, характерным для того времени способом приставлены к другим, старым, зданиям, расположенным и соединенным неправильно. Возникшее в результате несоответствие ясно подчеркивает разницу между новыми принципами и старыми традициями.
Единственной допустимой фигурой кроме четырехугольника был круг. Именно так организован двор замка Карла V в Альгамбре (Гранада, вверху), где Педро Мачука перенял идею Рафаэля, которую гот использовал на вилле Мадама в Риме.
Можно смело утверждать, что наклонная стена в постройке эпохи Возрождения свидетельствует о том, что здание было перестроено, а о старой постройке осталось только воспоминание.
|