Архитектура ренессанса: О новых принципах центральной оси
О новых принципах центральной оси. Симметрия, которая выявится в вертикальной проекции, должна сначала существовать на плане. Таким образом, она вызвала фундаментальную рационализацию архитектурного творчества.
Меняют форму итальянские и испанские замки, традиционно представлявшие собой массив с квадратным двором.
Церковь в форме латинского креста уже пытается соблюдать симметрию, но с возвращением центрического плана становится невозможно сопротивляться искушению сделать здание симметричным по всем осям.
Симметрия, таким образом, стоит у истоков всех вариаций на тему греческого креста, который был необычайно широко распространен в Италии эпохи Возрождения и составляет самую привлекательную главу истории архитектуры.
Во французской церковной архитектуре творческий поиск был очень ограничен, по зато стремление к симметрии оказало решающее влияние на планы французских замков. Симметрия со временем исключила Т-образный план зданий, его заменил план с двумя крыльями, так называемый П-образный план.
Симметрия предпочитает квадратный (Шенонсо, Шамбор) или прямоугольный план (Мадрид в Бук и Тюильри). Симметрия является главным принципом гражданских зданий Серлио, работавшего в Фонтенбло с
1540 г.
Он включил эти постройки в свою «Шесгуто книгу», которая, главным образом, расаждает о геометрической линии. Андруэ Дюсерсо, без сомнения, находился под влиянием его рукописи, и его первая (1559) и последняя (1582) книги также содержат идею симметрии.
|