Архитектура ренессанса: Пропорция — просчитанная гармония
И наконец, главной заботой Возрождения были пропорции, то есть соотношения между размерами. В Средние века бытовало самое простое представление о пропорциях, сохраненное в церковной архитектуре. В большинстве случаев соотношение между высотой и шириной нефа определяли в виде простой геометрической фигуры - квадрата или треугольника.
Возрождение, придавая огромное значение числам и точным размерам, пришло к тому же принцип гармонии с помощью вычислении. В начале 15 века так работал Брунеллески. В церкви Сан Лоренцо, пропорции которой были навязаны архитектору более древними частями здания, высота больших аркад и высота нефа соотносятся, как 7 к 11.
Все здание его церкви Санто Спирито подчиняется соотношению 6 к 12, что не могло быть случайным. И вес же, чтобы возродить античную теорию гармонических пропорций, потребовался такой истинный гуманист, как Альберти.
Пифагор установил, что созвучные интервалы в музыке покоятся на соотношении длины - труб органа или вибрирующих струн которое составляет 1 к 2 (октава), 2 к 3 (квинта) и 3 к4 (кварта).
Платон в Гимее вывел, что вечная гармония мира, которую выявляют звуки музыки, покоится на геометрической прогрессии чисел в их единстве - двойной (1-2-4-8) или тройной (1-3-9-27). Альберти, используя именно эти соотношения, пытался установить идеальные пропорции.
Только так, по его мнению, архитектура сможет стать столь же естественной и гармоничной, как и музыка. Идея основополагающего родства между этими двумя видами искусства будет общим местом в трактатах о гармонии.
|