Архитектура ренессанса: Гармоничное здание
Этот принцип превозносил и веницианский гуманист Фрапческо Джорджи в связи с проектом возведения церкви Сап Франческо делла Винья (1535). Он вывел вес размеры здания из чисел, кратных трем.
Все части здания соотносились друг с другом, как звуки в квинте или октаве. А его общая длина была аналогией интервала двойной октавы и квинты.
Палладио, сформировавшийся в той же венецианской среде, воспользуется размерами, соотношение между которыми будет то арифметическим (например, 6-9-12), то геометрическим (4-6-9,4), то гармоническим (6-8-12.6 плюс добавленная к ней ее треть составляет 8, такое же отношение 8 к 12).
Можно сомневаться в эффективности столь софистического поиска, то есть в нашей зрительной способности так то же видеть все соотношения.
И тем не менее большой заслугой этих мыслителей было то. что они заострили внимание архитекторов Возрождения на главном принципе греческого искусства - соразмерности (той самой «симметрии», которой они придали совсем другой смысл).
Если исходить из соразмерности, все размеры гармоничного здания должны были быть кратными модулю основания. Конечно, очень немногие архитекторы были способны усваивать и реализовывать на практике такие хитроумные вычисления, как Палладио.
Но идея модульных пропорций витала в воздухе, она в корне изменила всю строительную практику.
Кроме того по мере распространения ордерной системы, все архитекторы, более или менее осознают, частично использовали новый язык, который основывался именно на этой идее.
|