Архитектура ренессанса: Новые формы
Новые формы, корнями уходящие в античное искусство - колонны, капители и антаблементы, купола и соборы, наконец, орнамент, - стали приметами Возрождения в архитектуре. Как слова нового языка, они определили его стиль. В его основу легли ордера, система пропорций и декор.
Характерным элементом античной архитектуры была колонна. На нее очень похож ее двойник - пилястр, который по сути и есть колонна, выступающая из стены, только плоская. По своей совершенной и утонченной обработке это был своего рода шедевр. Из-за того, что цилиндрическое тело колонны в средней части вытянуто, кажется, что она утончается.
Чтобы сгладить это впечатление, ствол колонны венчал стрельчатый фронтон. Как статуя, она покоилась на базе, соединенная с ней лепным пьедесталом.
Колонну венчала капитель, и она непременно несла, как воспоминание о примитивной деревянной архитектуре горизонтальный антаблемент, состоящий из трех элементов - архитрава (по-латински - architrab, главная балка), фриза и выступающего карниза.
Арки и колонны античного здания, например. Колизея, были самостоятельными, не зависимыми друг от друга элементами. Их накладывали на здание не соединяя друг с другом: арки покоились на опорах, колонны находились перед этими опорами и поддерживали антаблемент, примыкающий к аркам.
В Средние века колонна не исчезла, но была сведена к самому простому варианту - цилиндрической опоре без капители, без пропорций - главным образом, ее функция заключалась в том, чтобы нести арки, так как антаблемента практически не было.
|