Архитектура ренессанса: Сходство между ордерами
Четкие каноны Виньолы объединяют пять ордеров с постоянными пропорциями. Их высота вычисляется из общего модуля, представляющего собой диаметр колонны: тосканский тип насчитывает в высоту 7 модулей, дорический – 8, ионический - 9. коринфский и композитный - 10. Тосканский тип благодаря его строгости использовали для более грубой отделки, например, па воротах вилл пли в оборонных сооружениях.
Самый грубый дорический ордер помещали па нижнем этаже, который несет всю тяжесть здания, ионический - на втором этаже, коринфский или композитный - на третьем. Но это правило было зафиксировано позднее.
Когда Альберти в середине 15 века вернулся к ордерам на фасаде палаццо Ручеллаи, он еще накладывал их как придется. Первое верное подражание древним можно было увидеть около 1470 года в Риме во дворике палаццо Венеция.
Но правило имеет исключения, и фантазия была возможна всегда. Никто не запрещал использовать на нижнем этаже не дорический, а другой ордер, главное, чтобы на нем сверху не оказался более низкий ордер.
Еще во второй половине века Санмикели в палаццо Гримани на Большом Канале (Венеция) использовал коринфский ордер на нижнем этаже и на него, на втором этаже, наложил еще один коринфский ордер.
|