Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Две "Флоры" эпохи Возрождения выставлены в Эрмитаже

В Эрмитаже состоялось открытие выставки «Две Флоры», на которой представлены две одинаковые на первый взгляд картины. Одна привезена из собрания музея, вторая взята из частной коллекции. Второе полотно ненадолго привезли в Петербург для того, чтобы зрители имели возможность сравнить шедевры эпохи Возрождения.

Франческо Мельци

Первая картина работы итальянского художника Франческо Мельци, самого образованного и утонченного ученика Леонардо да Винчи. До сравнительно недавнего времени - до середины XIX века – специалисты считали, что это работа кисти самого мастера, да Винчи. Но Мельци, который писал «Флору» в Италии, скорей всего, позже увез её с собой во Францию, когда сопровождал Леонардо да Винчи в этой поездке. Считается, что именно там кем-то из местных мастеров и была написана копия «Флоры». В доказательство этой теории свидетельствует и то, что доска была сделана из пихты – именно того материала, которым постоянно пользовались мастера Северной Европы. Также вместо грунта использовалась белая глина, что тоже поголовно характерно для заальпийских художников.

Комментарий директора Эрмитажа

Как отметил Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «На самом деле, эта выставка для гурманов, для людей думающих и сравнивающих, которым недостаточно сказать, что вот это хорошо, но они должны сами так решить. Это выставка создана для сравнения людьми двух картин, для того, чтобы донести до них, как так получилось, что они существуют вдвоем».

Флора

На самом деле эта работа висела в итальянских залах Эрмитажа, она совершенно неприметная, мимо нее благополучно проносятся рысью экскурсанты в поисках Леонардо и Рафаэля. На картине на темном фоне изображена женщина со скромным цветком в руке, и от этой женщины исходит неизъяснимое спокойствие, умиротворение и какая-то живая теплота, которой не отыщешь на полотнах Леонардо. Это и есть «Флора» Франческо Мельци.

Франческо Мельци

Выяснить что-нибудь вразумительное об этом художнике практически невозможно – он не оставил ни автопортретов, ни биографии, ни каких бы то ни было других сведений. Известно лишь несколько дат и что он был верной «тенью» Леонардо да Винчи. Почему-то даже на «графине с четырьмя бокалами» - в составе памятника Леонардо в Милане, стоящего на площади перед театром Ла Скала – ему не нашлось места. А ведь памятник изображает Мастера, стоящего в центре, вокруг которого расположились четверо его лучших учеников.

Скупые биографические сведения

Франческо Мельци рожден в Милане в 1491 году, скончался в Ваприо д’Адда в 1568 году. В пятнадцать лет он познакомился с Леонардо да Винчи, с которым не расставался до самой смерти, став его любимцем и ближайшим другом. В 1513 году он вместе с Леонардо ездил в Рим, а в 1517 году – во Францию. Из записок Вазари известно, что был он миланским аристократом (возможно Графом), очень красивым юношей и что владельцем основной части анатомических рисунков Леонардо. После кончины мастера он получил в наследство принадлежавшие да Винчи манускрипты, книги, инструменты и рисунки.