|
Графика Боттичелли
Боттичелли работал иллюстратором «Божественной комедии» Данте в 1492–97 годах. Он предложил два основных принципа изображения происходящих в литературном произведении событий: один - со средневековыми художественными тенденциями, другой – с античными.
Средневековый принцип изображения событий
Суть средневековых традиций проявляется в пространственной концепции миниатюр. Например, по традиции изображать загробный мир в средневековом искусстве было принято по формуле «концентричность-секторность-ярусность». В последствии Боттичелли частенько прибегает к этому принципу. Еще один важный аспект средневекового элемента изобразительного языка Сандро Боттичелли – образность, традиционная для искусства интернациональной готики. Она проявляется в каноническом изображении Рая в качестве сада с молодой порослью деревьев и атрибутами готической фантастики.
Влияние текста Данте на иллюстрации Боттичелли
Античные образы в иллюстрациях Боттичелли продиктованы авторским текстом. Так, когда Данте рассказывает о «Колодце гигантов» (в «Аде», Песнь XXXI), он объединяет библейские и мифологические элементы, собрав в одном круге ада гигантов, что восстали на богов, и царя Нимврода, который построил Вавилонскую башню.
Другие проявления новаторского подхода Боттичелли
Новаторский подход мастера проявился также в композициях, которые были созданы вне существующих на тот период традиций. Например, в одной из иллюстраций, которая посвящена Раю, художник изображает две парящие в абстрактном диагональном пространстве фигуры. Оригинальность изображению придает сочетание стилизованных орнаментальных мотивов и конкретики, а также неустойчивость композиционного решения. Исследователи говорят, что подобное слияние абстракции и конкретики, натурализма и фантастики – характерные черты литературного языка самого Данте, легко переходившего от навороченной аллегории к реалистическому повествованию.
Стиль графики Боттичелли
Для миниатюр Боттичелли характерны книжные средневековые традиции, которые отличались линеарной трактовкой и иллюстрациями научного трактата. Графика Боттичелли отличается от миниатюр отсутствием связи с текстом. Его иллюминированные линией средневековые кодексы представляют собой стройный ансамбль, продуманный до мельчайших деталей. Например, прославленная рукопись Реймской школы - Утрехтская Псалтирь (820 г.) - отличается строгой архитектоникой унциального письма, контрастирующей с каллиграфической «скорописью» миниатюр. Эти миниатюры воспринимаются, как его органическая часть, составляя с текстом единое целое.
|