|
Творчество Караваджо – воплощение противоречивости
Микеланджело Меризи де Караваджо был известным итальянским живописцем, прославившемся своим реформаторским искусством. Его считают основоположником реализма и бытового жанра в художественном искусстве. Учился мастерству и жил Караваджо в Италии, потом переехал в Неаполь, а затем на Мальту. Умер художник от малярии – ему было всего тридцать девять лет.
Противоречивое творчество Караваджо
Родился и воспитывался живописец в семье архитектора. Своим образованием и признанием Микеланджело Меризи обязан не только отцу архитектору, а особенно своим учителям. В разном возрасте и на различных этапах его творчества покровителями Меризи были разные люди, среди которых Колонна и Симон Петерцано. Будучи учеником мастерской д’Арпино, в картинах молодого художника стали угадываться стили да Винчи, Беллини, Тициана и Мантеньи.
Любопытно, что при рентгеновском исследовании работ Караваджо, которые сохранились до наших дней, ученым не удалось обнаружить ни следов карандаша, ни угольных набросков. Эти исследования подтверждают версию искусствоведов, что все образы художник сразу переносил на холст, не делая предварительных эскизов.
В своем раннем творчестве Микеланджело любил изображать с натуры уличных торговцев, бродяг и мальчишек. Именно так появились некоторые его знаменитые полотна, среди которых «Шулеры». Эта картина считается первой работой в жанре битовой живописи. Несмотря на небольшой опыт в рисовании, в своей работе молодому художнику удалось мастерски изобразить момент карточной игры, подробно прорисовать характеры игроков. Полотно и сейчас хранится в музее Кембелл.
Еще одним знаковым полотном художника Караваджо является его работа «Корзина с фруктами», в которой он также старался выйти за привычные рамки. Специалисты считают, что именно с этой картины началось развитие натюрмортной живописи, а Караваджо первый продемонстрировал, каким образом можно компенсировать скудность сюжета. И фруктам и самой корзине художнику удалось придать удивительную монументальность и впечатляющую объемность. Микеланджело Меризи размещает корзину на краю стола, приближая ее тем самым к зрителю. А игра света и теней добавляет фруктам объема и реалистичности.
Но настоящую славу художнику принесли его работы на библейскую тему, где в ликах святых можно было рассмотреть лица простых людей. Именно из-за этого живопись Караваджо не пришлась по душе церковнослужителям и нравилась богатым вельможам. Герои работ на библейские темы Микеланджело Меризи лишены пафоса и возвышенности, каким их часто изображали его современники. Это были обыкновенные люди с красивыми и драматическими характерами.
Для широкой публики Караваджо стал известным после того, как занялся украшением церквей. Его новаторство не сразу принималось монахами. Но именно росписи храмов способствовали росту его популярности среди широкой публики. Первым храмом, который расписывал Караваджо, был Сан-Луиджи-деи-Франчези, в котором до сего дня сохранилось известное его полотно «Святой Матфей и ангел».
|