|
Картины Яна ван Эйка
Ян ван Эйк — знаменитый фламандский художник эпохи раннего Ренессанса, его представитель в Нидерландах. Считается непревзойденным автором портретов, он создал более 100 композиций на религиозную тему.
Особенности творчества ван Эйка
Этот художник необычен тем, что ему приписывают становление основоположных принципов эпохи Ренессанса на Севере Европы. Он боролся с традициями средневекового искусства, предпочитая непосредственное наблюдение за действительностью, и, как следствие, объективное воссоздание картины мира. Художником руководствовал его опыт, он был далек от научных исследований перспективы, как это делали итальянские мастера, не изучал строение человеческого тела и наследие античности. Ван Эйк кропотливо изучал окружающий мир, видел тонкости предметов, красочно и детально передавал пейзажи и интерьеры. Но особенное значение он придавал изображению человека, в этом умении он максимально точно отображал облик героев своих полотен.
Картина «Портрет четы Арнольфини»
С особой проницательностью раскрываются основные особенности характера персонажей, написанных художником Яном ван Эйком. Этим же живописцем создан первый в истории европейского искусства парный портрет — изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, который так и дышит замысловатой символикой и интимно-лирическими переживаниями. Эта картина ван Эйка так и называется - «Портрет четы Арнольфини».
Другие известные картины Яна ван Эйка
К другим известным картинам Яна ван Эйка относят «Мадонна в церкви», «Тимофей», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». «Мадонна в церкви» была создана примерно в 1426 году и считается одной из ранних работ художника. Как и остальные его произведения, эта картина как будто светится изнутри, вызывая ощущение подъема и радости.
Такой эффект внутреннего свечения поражает зрителя; а достигался он за счет нанесения масляной краски слоями на белую гипсовую грунтовку, которая к тому же была тщательно отшлифована и покрыта лаком.
Изобретатель масляных красок?
Открытием художника, давшем старт к бурному распространению по Европе техники масляной живописи стало вовсе не изобретение масляных красок. Дело в том, что красящие составы, основанные на растительных маслах, были известны мастерам еще в ХII веке, но их не любили за то, что они долго сохли, быстро блекли и растрескивались. Многие мастера стремились усовершенствовать старинные рецепты. И только Ван Эйк, примерно в 1410 г., изобрел ту магическую формулу, которая превращала краски в быстросохнущие, позволяя живописцам наносить их слоями любой плотности, не опасаясь смешения, бесконечно варьируя по цвету и добиваясь неожиданных оттенков. И самое главное — как создавался тот пресловутый эффект внутреннего свечения полотна – употребление тонкой масляной пленки давало аналогичный линзе эффект, то есть одновременно и вбирала свет в себя, и отражала падающий свет.
|