Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

«Меланхолия» Дюрера

Самой знаменитой и самой загадочной из картин Альбрехта Дюрера считается гравюра «Меланхолия». Она существует пять веков, и за это время успела обрасти таким слоем комментариев и толкований, что сравнить ее по сложности можно только с «Джокондой» Леонардо да Винчи.

«Меланхолия» Дюрера – ребус на пять веков

В ХХ веке её даже называли ребусом, подаренным человечеству искусством. Так много символов и многозначительности сконцентрировано в этой гравюре. Из безбрежности накопленной искусствоведами информации выберем самые частые вопросы к этой работе мастера эпохи Возрождения. Тут же приведены возможные ответы на них.

Почему художник обращается к такой странной, нетипичной для него теме?

Возможный ответ будет звучать так: на том основании, что он сам себя относил к плеяде меланхоликов. Достаточно почитать его письма и записки, или посмотреть на автопортреты с проникновенно мрачной полуулыбкой. Один из историков предположил, что источником этой гравюры был трактат «Оккультная философия» Агриппы Неттесгеймского. Этот немецкий мистик превозносил меланхолика в роль гения, который способен к высшим формам духовной деятельности.

Центральный персонаж картины Альбрехта Дюрера

Скорее всего, мастер, когда создавал образ Меланхолии, совместил две иконографические традиции - изображение Геометрии из философских трактатов и меланхоликов из популярных календарей и медицинских писаний. А вообще, многие толковали фигуру, нарисованную мастером, как его автопортрет, по крайней мере духовный. Сам Дюрер признавался, что ключи на поясе меланхолии - это символ власти, а кошелёк у её ног – символ богатства. Это ещё больше приближает теорию об автопортрете к правдивости, ведь у Дюрера была слава и власть, но не было финансовых средств.

Почему спит Амур?

За правым плечом фигуры Меланхолии виден Амур или Эрот, который прикорнул на краю мельничного жернова. Он не парит, как обычно, высматривая жертву. Очевидно, это значит, что в состоянии меланхолии засыпают земные страсти и желания. И это верно, данный факт подмечал не один Дюрер. Как сказал Пушкин: «Прошла любовь, явилась муза». Через четыре века Зигмунд Фрейд сформулирует теорию о перенаправлении биологической энергии с удовлетворения сексуальных потребностей на созедание и творчество.

Что значит символ «I» рядом со словом “MELENCOLIA”

Есть несколько версий ответа на этого вопрос, но не одна не является общепризнанной. Первая: возможно, Дюрер задумал цикл из четырёх гравюр, и это была первая. Вторая: в те времена существовало деление меланхоликов на три типа по темпераменту. Первые - люди воображения, вторые - люди рассудка и третьи - люди сверхлогического познания. Дюрер относил себя к первому типу меланхоликов. И третья версия, которая переворачивает смысл меланхолии для художника с ног на голову. Имеется в виду, что в данном случае употреблена буква, а не цифра. «I» - это словоформа глагола «Ео», означающего «уходи». То есть гравюра Дюрера заклинает меланхолию уйти.