Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Меленский диптих Жана Фуке

Две части картины

Картина Меленский диптих была написана Жаном Фуке в 1450 году. Картина эта состоит из двух частей, которые хранятся в разных местах. Левая часть – в Берлине, правая часть – в Антверпене. Специалисты по Жану Фуке давно высказывали предположение, что это две части единого диптиха, но только возможности современной науки помогли эту гипотезу доказать.

Ученые установили, что обе доски, которые были использованы для написания Фуке этих двух картин – это две части от одного и того же дерева – дуба, который был срублен в 1446 году. Свое название диптих получил в честь города Мелен, где он находился в соборе Нотр-Дам.

Заказчик картины

Эту картину заказал Этьен Шевалье – королевский казначей. Его художник изобразил на левой части диптиха, где он стоит на коленях в молитве. Рядом с Шевалье стоит его покровитель святой Стефан (у французов Этьен). Его легко можно узнать по тому, что он держит в руке Евангелие и по камню, которым его забили насмерть.

От имени заказчика мученик должен был передать просьбу деве Марии, которую художник изобразил на правой половине диптиха. Здесь богородица изображена на троне, который держат ангелы. Левая грудь богородицы обнажена, а на коленях сидит маленький Иисус, который указывает пальчиком на казначея, что означало, что его молитвы были услышаны.

Диптих должен был вечно висеть в соборе Нотр-Дам над гробницей Этьена Шевалье в его городе Мелене, как и вечно должны были служить молитву за упокой его души ежедневно в шесть утра.

На мраморной колонне высечено злотом «Этьен». Он служил секретарем Карла VII, потом был нотариусом и налоговым инспектором, отвечал за финансы королевства и был неподкупен, за что король назначил его своим личным душеприказчиком.

Покровитель

Могучий покровитель святой Стефан изображен на Меленском диптихе в синих одеждах, отделанных золотом рукава и ворот. Евангелие у него в руках принадлежало королю, так как он тоже коллекционировал роскошно украшенные манускрипты.

Самая красивая женщина

Дева Мария здесь выглядит, словно женщина-загадка. Ее грудь совсем не похожа на грудь кормящей женщины. По некоторым источникам дева Мария очень похожа на жену Шевалье – Катерину, которая погребена рядом с мужем. Другие историки утверждают, что на диптихе Жан Фуке изобразил Агнессу Сорель – любовницу короля КарлаVII. Когда ей было двадцать лет, она возникла при французском дворе, и король влюбился в нее без памяти.

История картины

В 1775 году, когда проходила реставрация собора Нотр-дам, понадобились большие средства. И, несмотря на завещание владельца, диптих был разделен и продан по отдельности. По окончании Французской революции правую половинку приобрел бургомистр Антверпена и она с 1840 года висит в городском музее.

Левая половина была обнаружена в Базеле немецким поэтом Клеменсом Брегенсом. Он угадал в ней руку Жана Фуке, которую знал по миниатюрам мастера, которые присутствовали в собраниях его брата. В 1896 году эта половина диптиха уже висела в Берлинском собрании картин.