Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Выставка «Мифы и аллегории в изобразительном искусстве эпохи Возрождения»

Выставка «Мифы и аллегории в изобразительном искусстве эпохи Возрождения» прошла во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве на Делегатской улице, 3.

Мифологические сюжеты в мировом искусстве

Мировое искусство густо пронизано мифологическими сюжетами, в основном несущими символическое значение. На языке мифологии говорили древние народы, которые старались объяснить явления природы. С течением времени облик богов и атрибутов, связанных с ними, сохранялся, а по мере распространения христианства приобрел аллегорическое значение. Долгие века художники и скульпторы творили отдельные композиции на мифологические и аллегорические сюжеты, имитируя изобразительную традицию прошлого, одновременно пытаясь разработать новые вариации пластического решения композиции. Интересно, что таких гениев эпохи Возрождения, как Тициан, Рембрандт и Рубенс вдохновляла история Данаи, для Боттичелли и Веласкеса ведущим был образ Венеры, у Брейгеля и Буше чаще других прослеживается аллегория времен года. Как бы то ни было, созданные ими шедевры до сих пор являются украшением и гордостью как частных, так и государственных собраний.

История коллекции

Сначала основной темой коллекции, представленной на выставке Ольги Затеевой, был аллегорический сюжет «Времена года», воплощенный в гравюре и предметах декоративно-прикладного искусства. Со временем к собранию присоединились произведения, созданные на прочие аллегорические и мифологические сюжеты. Теперь тут есть такие темы, как «Четыре стихии», «Добродетели и пороки», «Четыре стороны света», «Персонажи греко-римской мифологии», именно они занимали умы художников эпохи Возрождения.

Авторы, представленные на выставке

Авторы представленных на выставке работ относятся к достаточно широкому кругу европейских мастеров, которые работали в разных техниках. Тут есть произведения Антонио Темпесты, Криспина ван де Пассе, Филиппа Галле, Яна Саделера, Альфонса Мухи, Адриана Колларта и др. На представленных примерах можно наглядно проследить, как менялось понимание одного и того же сюжета в умах художников Средних веков. Особенно заметно как в XVII веке осуществился переход от жанрово-эмблематической, пресыщенной символикой композиции к реалистическому написанию пейзажа. Чуть позже, в XVIII веке, появилась галантная сцена, а в XIX веке ее сменила жанровая. Вплоть до эпохи модерна мастер постепенно снова переходил к символическому видению сюжета, но при этом придавал ему другие смыслы и философскую трактовку.

Слоновая кость

Самой любопытной частью собрания являются предметы из слоновой кости, ведь в российских музеях можно видеть лишь резную религиозную скульптуру Средних веков. Но на этой выставке есть много разнообразных произведений из слоновой кости на мифологические сюжеты – плодов труда непревзойденных мастеров Италии, Германии, Нидерландов и Франции Средних веков.