Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Направления философии Возрождения

Эпоха Возрождения – это комплекс глубоких изменений во всех областях культуры, особенно в философии, науке и искусстве. Главной новостью стало то, что философия стала отдаляться от религии, обретая независимость и переставая быть «служанкой богословия». Впрочем, до полной независимости еще далеко.

Направления философии Возрождения

Как и во всех областях культуры, в этот период философия вспоминает и пытается возродить учения античных мыслителей — Платона, Аристотеля и других. Во Флоренции открывается Платоновская академия (основатель Марсилио Фичино). Именно он перевел труды великого грека на латынь. Возвращаются в Европу идеи Аристотеля. Ренессанс стал временем, когда, как сказал Лютер, именно Аристотель, а не Христос, «правит в европейских университетах».

Натурфилософия эпохи Возрождения

Одновременно с античными учениями широко распространяется натурфилософия (философия природы). Ее проповедники: философы Б. Телезио, Д. Бруно и Т. Кампанелла. Их труды развивают мысли о том, что философия призвана изучать не стоящего над природой Бога, а саму природу. Также они уверены в том, что природа подчиняется внутренним законам, а основой познания является опыт и наблюдение, а не божественное откровение, и самое главное - человек - это часть природы.

Гелиоцентрическая теория Коперника

Распространению натурфилософии на протяжении эпохи Возрождения способствовали серьезные научные открытия. Главное из них - гелиоцентрическая теория Н. Коперника, которая произвела настоящий переворот в представлениях о мире. Но и научно-философские взгляды того времени продолжали подвергаться заметному влиянию со стороны религии и теологии. Подобные воззрения часто принимали форму пантеизма, то есть учения, не отрицающего существование Бога, но растворяющего Бога в природе, отождествляющего с ней. Также немалое влияние на направления философии Возрождения оказывали и так называемые оккультные науки — астрология, алхимия, мистика, магия и т.д. Вся эта смесь была характерна даже для такого философа, как Д. Бруно.

Кардинальные изменения

Наиболее значительные изменения происходят во времена эпохи Возрождения в искусстве и художественной культуре. Именно по этим областям можно судить о глубине разрыва со Средневековьем. В Средние века искусство носило прикладной характер, его призванием было украшать повседневную жизнь. В Возрождение искусство приобретает самоценность, становясь самостоятельной областью прекрасного. Одновременно у воспринимающего зрителя начинает формироваться чисто художественное, эстетическое чувство, зародыш любви к искусству ради искусства.