|
Как один гений Ренессанса критиковал другого
Правители Флоренции любили, чтобы площади и дворцы были украшены статуями обнаженных юношей, в качестве героической истории города. Вот почему молодому скульптору Микеланджело было поручено создать символ свободолюбивой Флоренции в виде идеального героя. Так был выбран библейский персонаж - мальчик Давид, побеждающий великана Голиафа. В роли Голиафа в разные периоды истории Флоренции выступали ее враги - французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа.
Библейская притча
По библейскому пересказу мальчик-пастух Давид, ставший впоследствии царем иудейским, был вызван на бой с огромным противником от армии филистимлян. Для убийства своего противника он использовал камень, запущенный из пращи. Обычно скульпторы изображали Давида на поверженном враге, а Микеланджело показал героя перед схваткой: он готовится запустить камень в лоб врага. При этом Давид представлен обнаженным.
Долгая работа Микеланджело
Для работы мастер получил огромную мраморную глыбу, к которой боялись подступиться другие. Эту глыбу 40 лет назад отдал для работы соборный причт мастеру Агостино ди Дуччо. Он должен был изваять из гигантской мраморной туши фигуру пророка. Едва начав работу, он ее бросил. Больше ни у кого не хватало смелости взяться за нее. Микеланджело продолжил начатое, извлекая из мраморной скалы колоссального Давида. Ее представили публике в 1504 году (после трех лет работы). Чтобы бережно перевозти работу Микеланджело на площадь к дворцу пришлось затратить четыре дня.
Реакция критиков
Простые рабочие поначалу не оценили голого героя, появившегося в центре города. Кто-то даже пытался забросать статую камнями, пришлось городской страже охранять Давида.
Утонченные горожане восторженно встретили героя, с интересом обсуждая новый образ символа города. Они правильно поняли посыл скульптора: праведник, вооруженный одной веревкой, одерживает верх над сильным и несправедливым врагом - правительством, гарантом общего блага.
Конкуренты
Два гения – Микеланджело и Да Винчи были конкурентами. Леонардо уже считался признанным мастером, а вот Микеланджело лишь начинал свой путь к славе. При этом, чем более велик был Леонардо, тем более отвращения чувствовал к нему Микеланджело. Леонардо да Винчи критиковал анатомические «излишества» статуи - чрезмерную мускулистость и анатомическую неточность статуи - неестественно большую голову. Этот прием скульптор применил, зная, что на статую будут смотреть снизу вверх, и, чтобы голова не казалась маленькой, увеличил ее. Искусствоведы трактуют этот изъян с философской точки: голова – это разум, управляющий телом, а идеальный человек – это разумный человек. А еще наблюдательный Да Винчи заметил, что у героя не достает одной мышцы между правой лопаткой и позвоночником. До сих пор голый герой волнует "просветленных", как-то даже было решено натянуть на Давида плавки, но, в итоге, об этой глупости забыли. В 1873 году оригинал перенесли в Академию изящных искусств, на площади установив копию.
|