Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

Сан Себастьяно

Один из архитектурных экспериментов Альберти Леона Баттисты по созданию нового типа церковного здания - построенная по его задумке церковь Сан Себастьяно в Мантуе.

Дебют равностороннего греческого креста

В этом проекте Альберти, первым из архитекторов Возрождения, положил в основу композиции церкви форму равностороннего греческого креста. При этом три ветви креста завершают полуциркульные ниши, а четвертая переходит в притвор, который связывает церковь с выдающимся вперед вестибюлем-лоджией главного фасада. Он предназначен для показа мощей и прочих нужд.

Кто и по чьему заказу строил церковь

Эта церковь была построена Лукой Фанчелли (1460—около 1473 гг.), помощником Альберти, а заказал ее мантуанский герцог Лодовико Гонзаго. Гораздо позже пристроены двухмаршевая боковая лестница в вестибюль и квадратные капеллы по бокам притвора. Немногое сохранилось от первоначальных деталей фасада и интерьеров. Оригинальный деревянный купол рухнул, сейчас у здания плоское перекрытие, оно больше не служит культовым целям. До нас дошёл первоначальный рисунок церкви, приписываемый Альберти Леону Баттисте, по которому у сооружения пирамидально-ступенчатое разделение внутреннего пространства и объема здания, получившее дальнейшее применение в конце XV и в XVI в. в строениях Браманте и в рисунках Леонардо да Винчи.

Особенности интерьера Сан Себастьяно в Мантуе

Интерьер с парусовидным куполом и цилиндрическими сводами над ответвлениями креста эффектно, по нарастающей выделяет центрическую композицию с постепенным укрупнением внутренних пространств к центру. По отношению к середине креста Альберти уменьшил ширину его ветвей. Было задумано, что подпружные арки цилиндрических перекрытий ветвей креста не будут опорой для парусов, а контрфорсы, принимающие распор купола, играли роль входящих углов, образованных стенами креста в местах их примыкания к ведущим стенам церкви. Все эти нововведения существенно изменяли традиционную крестово-купольную систему, существовавшую в византийских храмах. Фасад церкви задумывался как завершающийся высоким фронтоном пятипролетный портик пилястр и антаблемента, по середине которого находилась арка большого оконного проема. По римской античной традиции фасад приподнимал высокий ступенчатый подиум, который открывал пять различных по высоте и обрамлению входов, ведущих в парадный вестибюль.