|
Сантиссима Аннунциата
В основу множества церковных фасадов эпохи Возрождения и барокко легли принципы построения двухъярусного, заканчивающегося фронтоном, церковного фасада, у которого каждый из ярусов имеет ордерные членения, с оригинальным слиянием центра и крыльев через декоративные волюты. У Альберти Леон Баттисты в его работе всегда есть какая-то изюминка, не стала исключением и церковь Сантиссима Аннунциата во Флоренции.
Современное состояние церкви
Конечно, на сегодняшний день у достроенного в 1477 г. сооружения много искажающих его первоначальный облик позднейших перестроек и орнаментации XVII—XIX вв. Реально сохранились лишь основные формы интерьера. Микелоццо составлял первоначальный проект монастырской церкви и круглого хора. Через какое-то время заказ на возведение хора был передан Антонио Манетти Чаккери, помощнику Брунеллеско, который в 1460 г. заложил фундамент. Альберти же появился в истории около 1470 г., когда герцог Лодовико Гонзаго, спонсировавший этот проект, поручил ему проектирование и постройку хора церкви Сантиссима Аннунциата.
Гибрид Пантеона и храма Минервы Медики
В целом композиция хора восходит к античным сводчатым постройкам, вобрав в себя особенности Пантеона и храма Минервы Медики, которые отлично знал Альберти. Все пространство небольшой ротонды перекрывает форма полусферического купола, она и определила необходимость возведения венца девяти полукруглых ниш, гасящих распор. Интерьер ротонды рассекают пилястры с антаблементом, который опирается на архивольты арочных ниш. Невысокий барабан расположен между антаблементом и основанием купола, его прорезают девять окон. Также по проекту Альберти выстроена капелла Ручеллаи при церкви Сан Панкрацио (Флоренция) — сжатое по бокам, сильно вытянутое помещение, в которое включен облицованный мрамором саркофаг.
Альберти – новатор
Подобно Брунеллеско, Альберти стал великим новатором в зодчестве. Его постройки, при всем своем несовершенстве исполнения, выражали устремления эпохи, одновременно оказывая сильное влияние на развитие архитектуры Возрождения. Творчество Альберти было созвучно направлению, складывавшемуся к середине XV века, - в них преобладали античные, больше даже римские, принципы. Это хорошо заметно по более последовательному и широкому применению античной ордерной системы, об этом явно говорит единство объемно-пространственной структуры и подчеркнутая монументализация.
Девиз Альберти
«Достоинство» (лат. dignitas) в качестве выражения величия - вот девиз Леона Альберти и самая характерная черта его произведений. Богатым и знатным заказчикам Альберти в середине XV в. больше нравилась эта черта, а вот утонченная, свободная от монументальности архитектура Брунеллеско их уже не удовлетворяла. Позже, созданное Альберти направление, повсеместно распространилось и получило активное развитие в Италии XVI века и почти во всех европейских странах в XVII—XIX веков. Да и так называемый классицизм XVII—XIX веков во многом обязан Альберти Леон Баттиста.
|