|
Российские историки раскрыли тайны французских портретов эпохи Ренессанса
Пресс-служба вуза Санкт-Петербургского государственного университета сообщает, что работники ВУЗа узнали, кто изображен на известной серии придворных карандашных портретов. Их написал неизвестный художник эпохи Возрождения по заказу Франциска I, бывшего основателем династии Валуа.
Подражатели античной моде
Историк из СПбГУ Владимир Шишкин рассказывает, что французский двор эпохи Возрождения старался подражать античной моде. Так, многие античные политики хотели оставить после себя след в истории, для чего заказывали мастерам кисти свои портреты, которые потом передавали по наследству, доводя свою славу до потомков. Именно эту цель преследовал заказчик этой рукописной книги.
Европейские рукописи XVI-XVIII веков
Российская национальная библиотека хранит множество европейских рукописей XVI-XVIII веков, включая французские. Этот альбом карандашных зарисовок, который позже заинтересовал ученых, приехал в Россию из аббатства Сан-Жермен, в котором базировалось главное государственное книгохранилище дореволюционной Франции. Рукопись была вывезена из страны коллекционером, секретарем-переводчиком русского посольства Петром Дубровским.
Альбомы с членами королевского французского двора
Имеется четыре десятка похожих альбомов, которые были созданы в разное время. В них запечатлены различные составы французского двора, который утверждался на год, а затем менялся. Данные рукописи хранятся в государственных архивах, городских музеях и библиотеках всего мира, причем три из них находятся в Санкт-Петербурге.
Загадочный альбом из 39 карандашных портретов
Ученые-историки давно заинтересовались альбомом из 39 портретов придворных, написанным и массово растиражированным в XVI веке. Известно, что заказал его Франциск I, один из первых абсолютных монархов Франции, являвшийся большим покровителем искусства. Искусствоведы считают, что карандашные рисунки из этого альбома принадлежат художникам знаменитой школы изобразительного искусства Клуэ. Над личностями изображенных в зарисовках людей ученые бьются начиная с XIX века, пытаясь понять, чьи именно это портреты. Однако, большая часть подписей под картинками так и осталась нераскрытой. А все потому, что в средневековой Франции имена собственные писались не так, как сейчас, поэтому определить, даже опираясь на подписи, кто перед нами, очень сложно.
Как раскрыли тайну российские специалисты
Российские историки обратили внимание на одежду, тип и структуру бумаги и технику рисунка. Так, канцлера королевства и одного из самых приближенных советников Франциска I – Гийома Пуайе – выдал необычный кафтан и головной убор, в которые он одет. О периоде портретов рассказали водяные знаки, бумага и одежда королевы Элеоноры - что сборник рисунков был сработан в первую половину правления Франсиска I, до очередной войны с Габсбургами. А вот переплетен он был уже после смерти монарха.
|