Персоналии:






Случайная фраза :
 
 
 
 

«Весна» Сандро Боттичелли

«Весна» (в оригинале «Primavera») — художественное произведение Сандро Боттичелли, написанное им в 1482 году, в данный момент выставленная в итальянской Галерее Уффици, во Флоренции.

Предыстория

В 1975 году была обнаружена опись 1498 года, из которой выяснилось, что картина пребывала в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Когда у него умер отец, его взял под своё покровительство дядя - Лоренцо Великолепный. При его жизни картина находилась на стене над софой, летуччо. Рядом с ней находились ещё две картины: одна кисти Боттичелли «Паллада и кентавр» (1482-1483) и вторая «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. 19 июля 1482 года была устроена свадьба 17-летнего Лоренцо ди Медичи и Семирамиды, представительницы знатной фамилии Аппиани, в качестве свадебного подарка на которую Лоренцо Великолепный и заказал Боттичелли полотно. Подобные подарки считались в то время обычным явлением. То есть, изначально Боттичелли знал, где и как будет расположена картина, и знал, что она будет висеть на высоте двух метров от пола.

История написания картины, источники

Первый источник, использованный Боттичелли, - фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей». С его использованием на полотне появились: Флора, Венера, Меркурий («Крылатый вестник Венеры») и Зефир. Еще четыре персонажа мастер взял из отрывка поэмы Овидия «Фасты» (Книга 5. Флоралии).

Что изображает полотно

На полотне изображен апельсиновый сад с цветущей поляной, усеянной пышными цветами. Позже ботаниками было насчитано более 500 цветов, которые можно отнести к более чем 170 видам, воспроизведенным к тому же с фотографической точностью. Достаточно посмотреть на немецкий ирис в правом нижнем углу. При этом, невзирая на название «Весна», среди цветов много таких, что цветут летом или зимой.

Персонажи картины

Если рассматривать персонажей картины, двигаясь налево, явно виден ритм 3-1-3-1. Сначала идут три персонажа первой группы: Зефир, бог западного ветра, с ним рядом деревья гнутся без плодов. Зефир следует за Хлоридой, которая как раз превращается во Флору, изо рта которой уже разлетаются цветы. Эта богиня цветов щедрой рукой разбрасывает розы. Дабы подчеркнуть происходящую метаморфозу нимфы, Боттичелли нарисовал одежды Хлориды/Флоры, развевающиеся в разные стороны. Следующая группа - одинокая Венера, богиня любви и садов. Центральное расположение её подчеркивает главенство этого персонажа, о чем свидетельствуют также два ореола из листьев мирта – обязательные атрибуты Венеры, а также просветы между миртом и апельсиновыми деревьями. Такие просветы образуют арку, которая напоминает многочисленные изображения Мадонны Боттичелли. Правая рука Венеры застыла в жесте, направленном к левой части картины. Над Венерой парит Амур с завязанными глазами, который направляет стрелу в среднюю Хариту. Следуя взглядом левее, приходим к группе из трёх танцующих Харит, держащихся за руки. Если верить Гесиоду, это «Сияющая» Аглая, «Благомыслящая» Ефросина и «Цветущая» Талия. Средняя Харита смотрит на Меркурия. Изображенные художником позы Харит похожи на позы дочерей Иофора на фреске Боттичелли под названием «Сцены из жизни Моисея» (Сикстинская капелла).